Обработка фотографий — кадрировать или нет?

Мнения фотографов по поводу постобработки изображений делятся на два лагеря. Одни утверждают, что на начальном этапе ни в коем случае не стоит рассчитывать на последующее редактирование снимков в редакторе. Мотивируя это тем, что так начинающий быстрее научится создавать правильную композицию и выстраивать сюжет.

Другие считают, что оставлять запас для постобработки фото необходимо. Ведь даже при идеально скомпонованном сюжете всегда может понадобиться поправить горизонт (отклонение даже на один градус уже заметно) или немного сдвинуть кадр, подогнав его под то же правило третей.

Избегайте крайностей — оба метода имеют право на жизнь.

Когда можно обойтись без посткадрирования

В первую очередь — это постановочная и студийная съемка. Когда у вас есть время и возможность убрать лишние предметы из поля зрения, оптимально расположить модель, выставить камеру на штативе и точно сориентировать вертикали.

В пейзажной фотографии также можно снимать без запаса по краям. В случае необходимости незначительно откорректировать горизонт обрезка нескольких миллиметров по периметру не сильно повлияет на композицию фотоснимка.

В каких случаях кадрирование и постобработка необходимы

  • Репортажная фотосъёмка. Когда события меняются молниеносно, и нет возможности планировать композицию. Например — фото на спортивных мероприятиях. Объекты движутся быстро, и приходится снимать серию кадров, чтобы впоследствии выбрать лучшие и правильно их откадрировать.
  • Живая съемка на «фиксы» — объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Когда нет времени подойти ближе и правильно скомпоновать кадр. Или же если отсутствует возможность приблизиться к объекту (огороженная трасса на гонках, широкая река перед живописным берегом).
  • Чтобы избежать завала вертикалей. При фотографировании архитектуры мы сталкиваемся с дилеммой — красиво скомпоновать фото, но получить отклонение вертикалей в перспективе. Или же снять издалека, захватив на половину кадра землю или асфальт. А далее откадрировать картинку в фоторедакторе, убрав ненужное, но сохранив вертикальность линий. Второй способ предпочтительнее, так как в этом случае искажений будет меньше (останутся только от объектива, а не от корректирующей программы). Применение дорогостоящего стекла-«кардана» в рамках этой статьи для начинающих фотографов рассматривать не будем.
  • При фотографировании вслепую — от земли или сверху на вытянутых руках. Использование экрана замедляет автофокус, поэтому удобнее сфокусироваться заранее через видоискатель, после чего нажать кнопку спуска с нужного ракурса.
  • Для коррекции пропорций — если требуется подрезка в размер, отличный от установленного в настройках камеры. Например — 4:3, 1:1 или 16:9 при  исходном 3:2.

Нужно ли корректировать яркость и цвета?

Сторонников «чистого искусства» раздражает цифровое вмешательство в изображение. Однако подавляющему большинству обычных людей нравятся резкие и контрастные фотографии с насыщенными цветами.

Если вы снимаете для себя, и любите пастельные тона — оставляйте фото как есть. Фотографируете для заказчиков — извольте следовать традициям. Тем более, что в фотоаппарате есть несколько пресетов для пользовательских настроек. Например, в первом вы можете оставить всё «в нулях», а во втором поднять контрастность, резкость и насыщенность.

Опять же, баланс белого проще откорректировать при постобработке фотоснимков (вы же снимаете в RAW?). Или скорректировать экспозицию. Последний пункт преимущественно касается съемки скоротечных событий, когда нет времени настроить камеру.

Полезный совет: после съемки всегда переводите фотокамеру из режима «М» в «авто» с запретом вспышки. Рано или поздно это поможет поймать интересный кадр.

Автор этой статьи однажды после ночных съемок со штатива не поменял настройки, т.к. планировал продолжить фотосессию следующим вечером. Но днем, в перерыве между съемками, увидел замечательный сюжет из проезжающих по улице пожарных автомобилей. Быстро выхватил камеру, сфокусировался, и нажал спуск…

На фоне удаляющихся машин таймер задержки отсчитал 2 секунды, после чего затвор открылся с выдержкой в 15 с. Естественно, фотоаппарат был сразу выключен, а нужный кадр — потерян.

Эпилог

Безусловно, нужно оттачивать умение выстроить композицию и настройки камеры так, чтобы в дальнейшем не прибегать к обработке. Как минимум, это сэкономит ваше время. Однако бывают ситуации, когда нет времени на подготовку — в этом случае без редактирующих программ не обойтись.

© ОршаФото, октябрь 2018