Как снимать красивые фотографии — советы начинающим фотографам

Как сделать красивую фотографию, и при этом избежать распространенных ошибок? В этой статье мы рассмотрим основные правила композиции, техники фотоcъёмки и постобработки.

Если вы — опытный фотограф, и зашли на сайт посмотреть фото Орши, то в этом материале вряд ли найдете что-то новое. Но если вам нравится фотографировать, а качество любительских фотоснимков перестало устраивать — располагайтесь поудобнее, и приступайте к чтению.

Как научиться снимать качественные фотографии

Красивое фото — это сочетание удачно выбранного ракурса, композиции, правильных настроек фотоаппарата и финишной обработки в программе-редакторе. К сожалению, кнопки «создать шедевр» даже в самых продвинутых моделях смартфонов и «зеркалок» пока не придумали. Поэтому, чтобы добиться результата, будем тренировать мастерство.

Выбираем время для фотографирования

Чтобы получить яркие и насыщенные пейзажные фотографии, выходим на фотоохоту в «режимное время». Это 30 минут до захода солнца, и аналогичный период после заката. В начале рекомендуется избегать встречного («контрового») света и со спины.

  • Боковое освещение создает красивые тени от предметов и зданий, подсвечивает объекты в кадре.
  • Яркое полуденное солнце может дать блики на лице при съёмке портрета на улице.
  • При фотосъемке людей против света можете применить вспышку (включив её принудительно в настройках). Это снизит эффект белесого («выбитого») неба.
  • Во время работы на длинных выдержках (поздним вечером или при съемке ночного пейзажа) используйте штатив и задержку (таймер) спуска — это предотвратит «смаз» объектов. Если камера позволяет — установите минимальное значение светочувствительности матрицы (ISO). Как правило, это 100 единиц. Так вы уменьшите зернистость и улучшите цвета.
  • Выбирайте вручную оптимальный баланс белого – автоматика может ошибаться.

Подбираем композицию для фото

Каждый человек без труда сможет вспомнить примеры неудачной компоновки снимка. К таким случаям относятся:

  • торчащие из головы фотомодели столбы, деревья, предметы;
  • посторонние люди на заднем плане;
  • непонятный сюжет (когда в кадре слишком много деталей, отвлекающих от главной идеи);
  • неудачное кадрирование (человек на фото обрезан по суставам, по краям снимка присутствуют части посторонних лиц).

Чтобы избежать подобных казусов, воспользуемся основными правилами фотосъемки.

  • Правило третей. Располагайте объект не по центру фотографии, а с небольшим смещением. Мысленно разделите кадр на 9 равных частей — для этого проведите 2 вертикальных и 2 горизонтальных линии. Места их пересечения наиболее подходят для размещения ключевых объектов. Оставляйте больше свободного пространства в направлении движения или взгляда.
  • Сюжет. Взгляд зрителя скользит слева направо. Расположите детали по направлению от левого верхнего угла к правому нижнему — им увидите, как получится маленький фоторассказ.
  • Подчеркивайте глубину во время съемки пейзажей. Подберите положение таким образом, чтобы на фото прослеживался передний, средний и задний план. Это придаст фотографии динамику.
  • По возможности уберите лишние предметы из поля зрения объектива, чтобы они не отвлекали внимания от главного объекта.
  • Проследите, чтобы на фоне фотографируемого персонажа не было посторонних людей. Если снимаете человека — обратите внимание, что у него сверху. Деревья и фонари, вылезающие из головы, испортят самый лучший сюжет.
  • Постарайтесь, чтобы вертикали оставались вертикальными. А горизонт в пейзаже — горизонтальным.
  • Оставляйте достаточно места по краям кадра, чтобы была возможность при постобработке поправить горизонт, или более удачно кадрировать снимок.

Технические параметры фотосъемки

Чтобы добиться максимальной резкости, насыщенности и четкости изображения, нужно выбрать минимальные значения ИСО, диафрагмы (чем больше число – тем отверстие меньше), и выдержки. Рецепт идеального кадра был бы совсем прост, если бы эти параметры не противоречили друг другу.

То есть в режиме недостаточного освещения нам либо придется приоткрыть диафрагму (но это снизит ГРИП — глубину резко изображаемого пространства), либо увеличить выдержку (при съемке с рук это может дать эффект «шевеленки» — размазывания контуров), или поднять ISO, получив повышенную зернистость и ухудшив цветовую насыщенность.

  • Поэтому выбираем компромисс, исходя из конкретных световых условий. Конкретный совет дать сложно — понимание придет только с опытом. Но в общем случае старайтесь не превышать ИСО 800 и выдержку без штатива 1/60 секунды. Если используете зум-объектив, то чем больше увеличение — тем короче экспозиция.
  • Снимайте в формате RAW, если это позволяет камера. Тогда вы сможете впоследствии подкорректировать фотоснимок в специальных программах. В крайнем случае — выставляйте максимальное качество и разрешение (L).
  • Не ленитесь подойти ближе к объекту — так вы увеличите резкость (особенно актуально во время дождя, снегопада или в тумане, когда прозрачность воздуха минимальна). Но не переусердствуйте: для портрета оптимальное расстояние — около 2 метров. Если снимать вблизи — будут заметны оптические искажения (непропорциональный нос и формы лица). А стены здания, снятого от подножия, будут сильно наклонены.
  • Для группового фото сделайте серию снимков — тогда вы сможете выбрать кадр, на котором никто не моргает.

Обработка фотографий в редакторе

Вероятно, вы обращали внимание на яркие, сочные и контрастные фото в журналах. Да, они сняты профессиональными «зеркалками» с дорогими объективами. Но без редактирования всё выглядело бы не так красочно.

  • Простейшие бесплатные программы для обработки фото в RAW и JPEG обычно прилагаются к фотоаппарату (у Canon это DPP — Digital Photo Professional). Для начинающего фотографа их возможностей будет предостаточно. Вы сможете регулировать контрастность, насыщенность, баланс белого, яркость и размер снимка, корректировать тени и блики.
  • GIMP — мощный бесплатный инструмент для работы с изображениями. Сложный скрипт с обширным функционалом. Который можете дополнить бесчисленным количеством полезных плагинов.
  • Опасаетесь сложностей — начните с простейшего Paint, встроенного в Windows, или PicPick. Как минимум — сможете кадрировать, менять яркость, контрастность, насыщенность и тон цвета.
  • Lightroom и Photoshop используют профессиональные фотомастера. Главный недостаток этих программ — они платные. И приобретать их для любительской фотографии нерентабельно (а поддерживать «пиратов» — не в наших правилах).

Научившись работать в фоторедакторах, вы заметно поднимете уровень своих работ, и приобретете уважение у коллег по хобби.

Вы — фотограф!

Сами того не замечая, со временем вы станете более критично относиться к своим снимкам, а качество работ непременно возрастет. Вы научитесь избегать типичных ошибок, и сможете гордиться своими фотографиями. А сочетание технических, творческих и редакторских навыков позволит делать красивые фотографии, которые не стыдно показать друзьям.

© ОршаФото, май 2018